понедельник, 7 ноября 2016 г.

9 класс. Урок 17-18. Закон Ома для участка цепи. Лабораторная "Измерение сопротивления проводника с помощью вольтметра и амперметра"





Опи­шем схему про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­тов Ге­ор­га Ома. В элек­три­че­скую цепь он под­клю­чал про­вод­ник, на ко­то­ром с по­мо­щью вольт­мет­ра и ам­пер­мет­ра из­ме­ря­лись на­пря­же­ние и сила тока со­от­вет­ствен­но, ключ и ис­точ­ник тока (рис. 2). Об­ра­тим вни­ма­ние на то, что в цепи под­клю­че­но несколь­ко ис­точ­ни­ков тока, и из­ме­не­ние их ко­ли­че­ства поз­во­ля­ет про­на­блю­дать за из­ме­не­ни­ем силы тока в цепи в за­ви­си­мо­сти от на­пря­же­ния.

Рис. 2. Схема экс­пе­ри­мен­тов Г. Ома
В ре­зуль­та­те из­ме­ре­ний про­сле­жи­ва­ет­ся за­ви­си­мость , где на­пря­же­ние из­ме­ря­ет­ся на за­жи­мах AB, т. е. на про­вод­ни­ке.

Для того чтобы про­на­блю­дать за­ви­си­мость силы тока от со­про­тив­ле­ния, в той же цепи те­перь сле­ду­ет не ме­нять ко­ли­че­ство ис­точ­ни­ков тока, а ме­нять про­вод­ни­ки, т. е. со­про­тив­ле­ние цепи. Георг Ом по­сту­пил сле­ду­ю­щим об­ра­зом: вме­сто од­но­го про­вод­ни­ка он под­клю­чил дру­гой с вдвое боль­шей дли­ной, т. е. с вдвое боль­шим со­про­тив­ле­ни­ем (по­че­му это так, вы узна­е­те на сле­ду­ю­щем уроке). Ана­ло­гич­но он под­клю­чал и про­вод­ни­ки с дру­ги­ми дли­на­ми и по­лу­чил за­ви­си­мость та­ко­го вида: . Т. е. при уве­ли­че­нии со­про­тив­ле­ния про­вод­ни­ка сила тока в нем умень­ша­ет­ся.

На гра­фи­ке за­ви­си­мость силы тока в про­вод­ни­ке от со­про­тив­ле­ния вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом (рис. 3).

  
Рис. 3. За­ви­си­мость силы тока в про­вод­ни­ке от со­про­тив­ле­ния
Закон Ома для участ­ка цепи: сила тока прямо про­пор­ци­о­наль­на на­пря­же­нию и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на со­про­тив­ле­нию:

Т. к. на­пря­же­ние в за­коне рас­смат­ри­ва­ет­ся на кон­цах про­вод­ни­ка и учи­ты­ва­ет­ся со­про­тив­ле­ние са­мо­го про­вод­ни­ка, то закон при­ме­ним имен­но к участ­ку цепи, т. е. к ка­кой-ли­бо его части.

Обо­зна­че­ния:

 на­пря­же­ние, В;
 сила тока, А;
 со­про­тив­ле­ние, Ом.
При ра­бо­те с за­ко­ном Ома сле­ду­ет по­ни­мать, что он вы­пол­ним от­дель­но для каж­до­го рас­смат­ри­ва­е­мо­го участ­ка цепи с раз­лич­ны­ми зна­че­ни­я­ми вхо­дя­щих в него па­ра­мет­ров.


Лабораторная работа  № 4
1) Выполните задание вкладки № 3, измерив с помощью вольтметра и амперметра сопротивление электрической лампы
2) Выполните задание вкладки № 4 и выясните, зависит ли сопротивление проводника от напряжения и силы тока.
3) Выводы запишите в тетрадь.

Приступить к выполнению работы...






Комментариев нет:

Отправить комментарий