понедельник, 3 октября 2016 г.

9 класс. Урок № 9 - 10. Электрический ток. Действие электрического тока. источники тока.Электрическая цепь.

Определение электрического тока

Элек­три­че­ский ток – на­прав­лен­ное, упо­ря­до­чен­ное дви­же­ние элек­три­че­ских за­ря­дов. Элек­три­че­ские за­ря­ды могут быть раз­ны­ми, но чаще всего – это элек­тро­ны или ионы (по­ло­жи­тель­но или от­ри­ца­тель­но за­ря­жен­ные).
Элек­тро­ны об­ла­да­ют срав­ни­тель­но неболь­шой мас­сой, по­это­му масса про­вод­ни­ков прак­ти­че­ски не ме­ня­ет­ся. А вот когда дви­жут­ся ионы, может ме­нять­ся даже хи­ми­че­ский со­став ве­ще­ства.
Он-Лайн учебник: "Электрический ток. Источники электрического тока."








История появления гальванических элементов

Ис­точ­ни­ки тока ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в тех­ни­ке и в быту.

Наи­боль­ший ин­те­рес пред­став­ля­ют так на­зы­ва­е­мые галь­ва­ни­че­ские эле­мен­ты. В 1796 году ита­льян­ский учё­ный Алес­сан­дро Воль­та (Рис. 1) пред­ло­жил на­звать хи­ми­че­ский эле­мент, ко­то­рый со­зда­ёт элек­три­че­ский ток, в честь дру­го­го ита­льян­ско­го учё­но­го – Лу­и­джи Галь­ва­ни (Рис. 2).
Рис. 1. Алес­сан­дро Воль­та (Ис­т­чо­ник)
Рис. 2. Лу­и­джи Галь­ва­ни (Ис­точ­ник)
Устройство простейшего гальванического элемента, аккумуляторы

В ос­но­ве ра­бо­ты галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та лежит хи­ми­че­ская ре­ак­ция.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный галь­ва­ни­че­ский эле­мент – ба­та­рей­ка (от слова ба­та­рея – набор галь­ва­ни­че­ских эле­мен­тов).

Рас­смот­рим устрой­ство ба­та­рей­ки: несколь­ко галь­ва­ни­че­ских эле­мен­тов со­еди­не­ны между собой и рас­по­ло­же­ны в общей ко­роб­ке, а также снаб­же­ны об­щи­ми кон­так­та­ми.

Рас­смот­рим устрой­ство наи­бо­лее про­сто­го галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та (Рис. 3).
Рис. 3. Устрой­ство про­стей­ше­го галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та. (Ис­точ­ник)
Внут­ри цин­ко­во­го ста­ка­на на­хо­дит­ся клей­стер (со­сто­ит из муки и на­ша­ты­ря). Внут­ри клей­сте­ра рас­по­ла­га­ет­ся по­лот­ня­ный ме­шо­чек, в ко­то­ром на­хо­дит­ся уголь и оксид мар­ган­ца. Внутрь ме­шоч­ка встав­ля­ет­ся уголь­ный стер­жень. При вза­и­мо­дей­ствии на­ша­ты­ря с цин­ком цинк при­об­ре­та­ет от­ри­ца­тель­ный заряд, а уголь­ный стер­жень – по­ло­жи­тель­ный заряд. В ре­зуль­та­те, между цин­ко­вым ста­ка­ном и уголь­ным стерж­нем и про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние за­ря­дов.

При со­еди­не­нии несколь­ких галь­ва­ни­че­ских эле­мен­тов и по­лу­ча­ет­ся ба­та­рей­ка.

Кроме галь­ва­ни­че­ских эле­мен­тов ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­чи­ли также ещё и ак­ку­му­ля­то­ры – они могут до­ста­точ­но долго ра­бо­тать и со­зда­вать элек­три­че­ский ток в цепи.

Су­ще­ству­ют ще­лоч­ные и кис­лот­ные ак­ку­му­ля­то­ры (за­ви­сит от того, какое ве­ще­ство участ­ву­ет в хи­ми­че­ской ре­ак­ции).

Для ра­бо­ты ак­ку­му­ля­то­ры необ­хо­ди­мо за­ря­жать (в от­ли­чие от ба­та­ре­ек, ко­то­рые пре­иму­ще­ствен­но яв­ля­ют­ся «од­но­ра­зо­вы­ми», то есть ра­бо­та­ют толь­ко в те­че­ние од­но­го «ра­бо­че­го» цикла). Ак­ку­му­ля­то­ры – очень важ­ный эле­мент для обес­пе­че­ния дви­же­ния ав­то­мо­би­лей на элек­три­че­ской тяге.





Комментариев нет:

Отправить комментарий